• ШАЙМЕРДЕН Г. И.
    ШАЙМЕРДЕН Г. И. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЗАХСТАНА
    Подробнее
  • EXPO'17
    EXPO'17 Astana was chosen by the International Exhibitions Bureau (BIE) as the venue to host EXPO-2017, which will focus on the theme "Future Energy"
    More Information
  • Europe-Asia dialogue
    Europe-Asia dialogue
  • Extensions Styling
    Extensions Styling Clarion has styled support for a variety of RocketTheme Addons, such as RokNewsPager, as well as K2, the advanced content extension.
    More Information
  • Advanced Menus
    Advanced Menus Choose between two menu systems: Fusion with MegaMenu (CSS Dropdowns) or Triple Level Splitmenu in the template configuration.
    More Information

Предстоящие события

События Апрель 2014
Чтобы посмотреть весь анонс событии нажмите ниже

Подробнее
  • Конгресс политологов ориентировочно 11-12 апреля 2014 главный корпус ЕНУ, Астана
  • OIC Conrefence 9 November, A conference for Islamic countries, 163 Al-Farabi str
  • Eurasian Media Forum 25 November, Almaty, Baluan Sholak Venue, 95 Abay st.

Научная электронная библиотека как средство борьбы с плагиатом

Альгирдас Аушра

Директор ОУ «Балтийский общественный центр информационных технологий и просвещения». Вильнюс (Литва)

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Educational Technology & Society 9(3) 2006

ISSN 1436-4522

Переход от индустриального общества к информационному обществу характеризуется многими чертами, одной из которых является то, что информация и знание становятся одним из основных факторов развития и структурирующим социальным фактором, под воздействием которого меняются формы экономической деятельности и социальные взаимоотношения. Сохранение, развитие и рациональное использование этого стратегического ресурса будущего имеют огромное значение для любого общества и государства.

Электронные библиотеки оказываются интегрирующим центром происходящих событий, охватывающих вопросы как локального, так и глобального технологического развития.

1. Рамки авторства и плагиат

Как известно, плагиат — умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. В сегодняшнем понимании плагиат определяется как использование чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде, без полной ссылки на источник или со ссылками, но когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность работы, произведения или одной из ее основных частей.

Плагиат может осуществляться в двух видах:

• дословное изложение чужого текста,

• парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.

Современное понимание плагиата связано с современным пониманием права и морали, однако представление о плагиате менялось на протяжении столетий.

В антике никакой подписи на книге автор не делал. Об авторстве античных сочинений мы знаем только из косвенных ссылок. В письмах и книгах античные писатели, ссылаясь на некую мысль, для удобства ссылки указывали автора, личность которого, учитывая соседский характер эллинской цивилизации, не была тайной. То есть авторство не было формализованным институтом с набором правил - от места указания автора до точного определения правил приоритета. Таким образом, авторство античности по своему характеру есть авторство косвенное, отсылочное; не сам автор указывает свое имя на книге, а другие, цитируя книгу, упоминают его имя.

Средневековье не знало авторства в современном его понимании. Оно не знало и современной цитаты. Но, если мы обратимся к истории для определения понятия плагиата на всем протяжении греко-латинского времени, то увидим, как медленно, с определенными и, вполне закономерными, перерывами возникает представление о духовной собственности, о духовной личности человека, об индивидуальном творчестве, результат которого не может быть подделан в своих основах и должен быть защищен от подделки в своем внешнем выражении. Мыслительная работа схоластов способствовала развитию души в этом направлении, сама, в свою очередь, являясь результатом определенного изменения человеческой душевности и вызванная к жизни ростом индивидуальности людей.

Современное содержание понятия "цитата" выработано в работах схоластов. Хотя в самой схоластике "точная цитата" еще не совсем развилась, работа схоластов объективно способствовала развитию понятия "цитата" и понятию авторства текста.

Таким образом, авторство рождается из цитаты, причем рождение это происходит достаточно медленно, и даже на исходе античности современное состояние феномена авторства достигнуто не было.

Можно сделать заключение, что у древних греков плагиат не считался зазорным. В древнем мире научных знаний и ученых было не так много. Производитель знания высоко ценился. Распространение знаний происходило либо путем личного контакта с их носителем, либо путем чтения книг, тиражируемых вручную и поэтому представляющих собой весьма редкое явление. Естественно, в такой ситуации большим достижением считалось то, что некто сумел освоить какие- то научные представления деятелей прошлого и пересказал их на новый лад. 

Такой «переносчик» знаний может считаться ученым и быть всеми уважаемым даже при условии наличия у него относительного невысокого интеллектуального потенциала как производителя нового знания. Плагиат в современном понимании расценивался как положительное явление.

Понятие «авторства» появилось в Новое время, с ростом индивидуализма после Ренессанса. Теперь же идет другой процесс, осознанное авторство начинает разлагаться, и появляется коллективное авторство. Появление авторства - хороший маркер происходящих изменений в душах людей, когда становится важным не то (или не только то), что говорится, а кто и когда это сказал первый. Но изменения человеческой души не закончились, и превращения категории авторства по- прежнему маркируют происходящие в глубинах души процессы.

Наиболее заметен и легче всего доказуем плагиат в музыке. Более затруднительно увидеть плагиат в произведениях искусства и литературы, научные труды, т.к. не совершенна и затруднительная  система их легализации. Они чаще всего доступны узкому кругу специалистов данной области. Не менее важным препятствием является и узость специализации представителей данной сферы.

2. Плагиат в Интернете

Плагиат с появлением Интернета превратился в серьезную проблему. Попав в Интернет, знание становится достоянием всех, соблюдать авторское право становится все более трудно и даже невозможно. Авторитет производителя знаний постепенно снижается из–за сложности его идентификации.

В марте 2006 года был обнародован третий ежегодный отчет школы журналистики при Колумбийском университете. Эксперты проанализировали работу американских СМИ в течение одного дня – 11 мая 2005 года. Интернет-поисковик в этот день проиндексировал 14 000 новостных ссылок. Исследователи прочитали все и обнаружили, что они посвящены только 24 новостям. Специалисты Колумбийского университета также тщательно изучили печатные СМИ и вечерние новости эфирных телеканалов. Американские исследователи делают вывод, что новости в американских СМИ 11 мая 2005 года оказались бесконечным повторением двух десятков историй, при этом большинство материалов оказались новостями- однодневками.

Публичная Интернет-библиотека Public.ru сообщает о проведенном подобном исследовании. Чтобы проследить, какие именно публикации получают массовую, так называемую веерную перепечатку в региональной прессе, был проведен анализ контента региональных изданий за последнюю декаду марта 2006 года (за период с 20 по 31 марта). При исследовании отбирались буквальные информационные «дубли», распространяющиеся по всей территории нашей страны в виде печатных материалов. Всего за 11 дней таких материалов было найдено 67. 

Кроме того, на примере нескольких материалов было проверено, не встречались ли эти же материалы в местных СМИ раньше, чем рассматриваемый период времени, и оказалось, что такие случаи также имели место. В рейтинге наиболее популярных тем на первом месте оказались "семейные советы" - жизненные истории и письма читателей в редакцию с рассказами о личной жизни. На втором – юмористические сюжеты или анекдоты. Тема здоровья заняла третью строчку. А статьи, посвященные актуальным событиям федерального масштаба, - девятую.

По мере распространения Интернета плагиат становится все большей проблемой не только в вузах, но уже даже в школах. Ситуация усугубляется тем, что школьники и студенты обычно на порядок превосходят своих учителей преподавателей по уровню компьютерной грамотности. Как известно, учащиеся обычно копируют из онлайновых коллекций рефератов целые страницы текста.

Данные исследований о плагиате в научных кругах пока отсутствуют.По данным последнего опроса, проведенного профессором Доном Маккейбом (Don McCabe) из Ратгерского университета (Rutgers University), 37% из 30 тыс. студентов в 34 колледжах в США пользуются заветным "copy&paste" для копирования кусков чужих работ, найденных в Сети, в свои собственные. В 1999 году таковых было только 10%. По последней статистике, 38% студентов признаются в копировании чужих рефератов на компьютере. По другим данным, 80% студентов хотя бы однажды обманывали преподавателей.

Read more: Научная электронная библиотека как средство борьбы с плагиатом

Стать членом Ассоциации

Для того чтобы получить полный доступ к нашим публикациям , зарегиструйтесь на нашем сайте

Подробнее +

Читать публикации

Доступ к лучшим публикациям на нашем сайте. Некоторые публикации доступны только для зарегистрированных членов Ассоциаций.

Подробнее +

Исследования

На этом сайте вы можете найти наши исследовательские материалы

Подробнее +